Путешествие по Монголии на автомобиле
                       17августа - 9 сентября 2009
Боишься - не делай,
делаешь - не бойся.
           Чингисхан
                                            НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕТКИ

1. Самая большая трудность в путешествии  - это отсутствие душа. Жара,пыль,пот. Особенно
    тяжело женщинам. Через пару дней они начинают рваться домой, ставя под угрозу дорого-
    стоящее мероприятие. В Хубсугуле вода холодная а в Гоби её вообще нет. Однако не всё
    так плохо. Опытным путём установлено что взрослому человеку чтобы полноценно помыться
    достаточно 2 - 2,5 литра воды. Технология простая. Под тонкой струйкой  толщиной со спичку
    из ёмкости  3 - 4 л  с краном , моется голова шампунем ,потом всё остальное. Воду нагреваем
    в чайнике на газовой горелке. Однако на ветру даже при температуре 25 г. мыться холодно.
    Чтобы не обморозиться используем для помойки быстросборную палатку-шатёр фирмы
    "M-??-K". Её можно поставить за 2 минуты. В палатке  также можно готовить во время дождя
    или использовать её как тент от солнца.

2. Какой должен быть автомобиль? Желательно - чтобы в нём можно было спать. Устраивать
    и сворачивать палаточный ночлег требует времени, что сказывается на дневном километраже,
    трудно ночевать в палатке во время пыльной бури, дожде, когда вокруг много экскрементов
    домашних животных, в Гоби встречаются скорпионы и змеи, которые могут оказаться в спальном
    мешке. Конструкций спальников для разных типов а/м в инете достаточно.
    Особой внедорожности не требуется. Хубсугул проходят даже полноприводные микроавтобусы.
    Чтобы было меньше проблем, ехать нужно на новой резине.
    Некотоые автолюбители для уменьшения тряски на ступняке или для повышения проходимости
    в песке или на болоте снижают давление в шинах. Однако металлокорд этого не терпит.
    Проволока корда ломается, протыкает резину и водители начинают ежедневно качать
    колёса, матеря коварные острые саксаулы. У нас было 2,6а в передних и 2,8а в задних и ни одного
    прокола и подкачки, по саксаулам старались не ездить но и избежать этого не удалось.
    Ну и предпочтительней дизель.Он экономичней бензинового примерно в 1.5 раза,соответственно
    запас хода на том-же количестве топлива будет больше, что иногда может повлиять на
    сложность маршршрута. Дизель лучше себя чувствует на жаре из-за меньшей
    летучести солярки,  при форсировании брода высоковольтное зажигание не откажет от
    намокания.

3. Набивать продуктами машину в Росии не стоит. Всё можно купить в Монголии.Покупательная
    способность населения там меньше и  соответственно еда дешевле, особенно мясопродукты.
    Для более глубокого погружения в культуру народа старались есть местные продукты и пить
    местные напитки. Тем более мы увеличиваем оборот  торговцев. Однажды в посёлке
    купили  2 бутылки монгольского вина и к нам вышел хозяин магазина и поблагодарил за покупку.
    Готовить лучше на малогабаритных газовых горелках с ветрозащитными юбками. Баллончики
    к ним продаются в каждом магазинчике. Всего израсходовали 12 шт.

4. Для навигации использовали нетбук с SSD жёстким диском на Win XP с установленой программой
    OziExplorer 3.95h + USB GPS приёмник GlobalSat .Растровыми картами служил отсканированный
    Атлас автомобильных дорог Монголии в редакции 2005г. Каждая карта Атласа имеет минимум 4
    точки координат WGS84 для генерации файла привязки. Поступали просто - привязывали
    очередную карту и ехали по ней. На точность было грех жаловаться.

5. Внимание - колея! Даже опытный водила со стажем  может неожиданно для себя перевернуть
    в ней свою тачку. Городской житель не сталкивается с подобными образованиями и не
    ожидает подвоха. Если вы оказались  на бортике колеи надо точным дозированым движением
    вернуть автомобиль в колею. Переворот возникает из-за того что водитель настолько сильно хочет
    обратно в колею, что крутит баранку больше чем нужно, - возникает колебательный процесс - а/м
    бросает с одного борта колеи на другой. При ударе передней оси о бортик задняя ось разгружается
    и старается обогнать переднюю. Ситуацию усугубляет экстренное торможение с блокировкой
    колёс. Что делать если вы уже потеряли контроль и положение стремительно ухудшается?
    Можно перестать крутить баранку и вылететь из колеи, только конечно не в столб и не в овраг.
    Ремонт подвески гораздо дешевле смены кузова. Тем более при перевороте вылетают стёкла.
    Один знакомый взвращаясь на перевёртыше застудил лицевой нерв и потом полгода лечился.
    Не разгоняйтесь в колее!

6. Уступайте дорогу местным  джигитам независимо на мотоцикле они или на уазике. Влобовую
     потомки Чингиз-хана никогда не свернут первыми. В любом ДТП  виноват всегда богатый
     иностранец. Даже если будет составлен протокол вы всё равно прочитать его не сможете.
     Если на узкой дороге кто-то летит вам навстречу - освободите проезжую часть и остановитесь
     широко улыбаясь. Так надёжнее.